Репортажи/Историко-культурное наследие/Наровля. Усадьба Горваттов

Наровля. Усадьба Горваттов

г. Наровля (Гомельская обл.)

Усадьба Горваттов была заложена во второй половине XIX века в небольшом поселке Наровля на живописном берегу Припяти. Красивейший усадебный дом в стиле классицизма с пейзажным парком стал настоящим украшением этого небольшого провинциального городка. Однако с ходом времени дворец постепенно превращается в груду камней и никому до этого нет дела.

Сама Наровля была куплена Горваттами в 1816 году.

Имение Наровля с деревнями Циошково, Карповичи, Вежицы, Кнуровка, Рудня Тельковска, Слобода Тартак, с фольварками Кожушки и селом того же названия... с двумя фольварочными строениями и винокуренными заводами... досталось Игнатию Горватту в потомственное владение от помещиков фон Гольстов... за сумму 242 650 рублей серебром по купчей от 1 сентября 1816 г.

После смерти Игнатия имение переходит в наследство его сыновьям, один из которых решает разбить здесь парк и возвести дворец. Впоследствии на территории комплекса были построены каплица, фонтан, парадная конюшня, оранжерея, брама, дом охранника, розарий. Вблизи дворца, но за каменной стеной размещались хозяйственные постройки, а также производственные строения.

Парк пейзажного типа занимает площадь в 8,2 га. Горватт, как и многие помещики того времени, стремился следовать модным тенденциям не только при постройке своей резиденции, но и в организации парка, окружающего дом. А в то время проповедовался культ природы и раскрытие неиссякаемых возможностей ландшафта и природного пейзажа. Каждый маршрут, каждая аллея и тропинка дарили новые виды и впечатления. Имитировался спокойный, сельский образ жизни в окружении природы.

Парк в Наровле был разделен на две части группами ровно подстриженных в виде стенок деревьев граба. В южной части находится дом с большим газоном перед ним. Прямо напротив главного входа размещены въездные ворота с колоннами, арками и пилонами. А вот широкая лестница дворового входа спускается к террасе с фонтаном.

В северной части парка — ложбина небольшого ручья. Вдоль его берега проходит дорожка, ведущая к беседке. Великолепие же парка составляли местные породы деревьев: дуб, ясень, клен, акация, липа, ольха, ель, сосна.

Сейчас дом огорожен редким забором.

Парадный вход.


Фасад, смотрящий на Припять.

Интерьер дворца, согласно описанию польского исследователя Р. Афтанази, имел классическую планировку с многочисленными помещениями, коридорами в боковых крыльях дворца.

Лестница в правом крыле дома.

В средней части на центральной оси дома размещался большой и просторный зал, рядом находилась библиотека, окна которой выходили в парк. Основными элементами, которые определяли характер репрезентативных помещений дома, были паркетные полы, выложенные разными способами, из разных пород деревьев и в каждой комнате — индивидуального рисунка, а также люстры, обрамления дверей, камины и разнообразные по форме, узору и качеству разноцветные кафельные печи, которые отапливались со стороны коридора.

Лестница в левом крыле дома.

Шкафы библиотечного зала с остекленными дверьми, ведущими на террасу, и четырьмя окнами были заполнены многотысячными томами книг, преимущественно изданий ХVIII—ХIХ вв.

Стены дворца были очень плотно завешаны множеством семейных портретов, а также картинами на военную тематику и пейзажами. Одна из комнат в северо-западном ризалите использовалась под музей природы.

На втором этаже северной части дворца был ряд парадных помещений, отделка которых окончательно завершилась лишь в начале ХХ ст.

По задумке архитектора, стены залов были украшены штукатурным лепным декором, выполненным в виде рам, внутри которых размещалась живопись.


Все центральное пространство дворца на 2-м этаже занимал бальный зал: большие стеклянные двери выходили на южный и северный фасады. С правой стороны от бального зала в северной части дворца находился продолговатый в плане «красный» салон, главным украшением которого был пол: сложенный из паркета разных пород деревьев, он представлял композицию «арабески», напоминающую восточные ковры.

Стены другого — «голубого» салона дворца — были обиты атласом синего цвета, потолок представлял небо с золотыми звездами. Сентенция «голубого» салона гласила: «Удивительно, что под твоими стопами не растут цветы. Ты рай, ты май, ты весна».

1914 год. Фотографии из личного архива Анджея Ростворовского (предоставлены А. Горватом). Вид на дворец из парка и «красный» салон.




1914 год. Фотографии из личного архива Анджея Ростворовского (предоставлены А. Горватом). Большая столовая и «красный» салон.


На каждом этаже было по несколько ванных комнат. Панели в комнатах, лестничные клетки были сделаны из светлого дуба. Комнаты в боковых, от центральной части, крыльях размещались анфиладой, каждая из них имела свой стиль. Кроме того, Горватты любили всякого рода надписи и художественные изречения, которые были написаны на стенах маслом. Сейчас остались только современные.

В усадьбе есть подвальные помещения.

Часть из них заложена кирпичом.


Фонтан на берегу Припяти.

Массивные каменные скамейки.

1914 год. Фотографии из личного архива Анджея Ростворовского (предоставлены А. Горватом). Фонтан и пруд.

От фонтана открывается прекрасный вид на реку.

В середине 1860-х годов Даниил Горватт оставил Наровлю и поселился в одном из своих имений в Киевской губернии. В период с 1902 по 1914 год во дворце велись серьезные работы по улучшению внешнего вида, однако после Октябрьской революции 1917 года все остановилось. Последующее время — это история о том, как усадьба разрушалась. Одно время здесь располагалась школа, затем во время Великой Отечественной войны были повреждены перекрытия и внешний декор. Послевоенные годы не принесли ничего хорошего: в 1950-х годах дворец снова был реконструирован под школу. Но строительные работы без проведения исследований и соответствующего надзора нанесли памятнику значительный ущерб, многие утраченные за годы войны архитектурные элементы и наружный декор не были восстановлены. Авария на Чернобыльской АЭС поставила крест на усадьбе: большинство жителей уехали из города, а школа была закрыта.

Сейчас усадьба представляет собой страшное зрелище. Местные жители, проводящие свой досуг в парке с бутылочкой мутного недорогого вина, не особо беспокоятся о судьбе усадьбы, справляя там свои естественные надобности. Мы посетили усадьбу во время одного национального праздника, когда в парке было особенно многолюдно. К сожалению, никому из гулявших по крутым берегам Припяти и в голову не приходит убирать за собой мусор. Подвыпившая пара, уютно расположившаяся с бутылкой возле бывшего усадебного фонтана, успела пожаловаться нам, что за дворцом никто не смотрит и он никому не нужен. На справедливое замечание о том, что самим жителям нужно этим заниматься или хотя бы не уничтожать то, что осталось, они не нашли, что ответить.

Начинайте отсчет, этому дворцу тоже осталось недолго.

Автор: Тарналицкий Максим