Настоящее название этого храма — Троицкая церковь, однако из-за озера, на берегу которого она стоит, и самой деревни очень часто её называют просто Белой церковью. В XVI веке известный государственный деятель Великого княжества Литовского Богдан Сапега построил на этом месте базилианский монастырь и церковь, которые впоследствии были разрушены. Затем в XVII веке церковь была восстановлена. По стилистике храм относится к раннему барокко.
Храм однобашенный, зального типа, сначала имел большую полукруглую апсиду, которая не сохранилась до наших дней.
Апсида (греч. — свод) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Высокая трехъярусная квадратная в плане башня-звонница доминирует над остальными объемами храма. Она расчленена на отдельные ярусы карнизными поясами и пилястрами.
Пилястра (лат. pila — «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну. Она часто повторяет части и пропорции ордерной колонны.
Башня имела явные оборонительные черты. Толщина ее стен составляет порядка двух метров. Да и само месторасположение церкви на холме у деревни наталкивает на мысли об оборонительном характере этого храма.
Крест возле церкви.
Вид на Белое озеро.
Исследователь Роальд Романов указывает, что в первозданном виде эти руины уцелели единственные в мире — с тех времен, когда в Италии элементы раннего барокко только начали появляться.
На одной из стен церкви есть мемориальная табличка — здесь во время тренировки погибла молодая альпинистка.
Основной прямоугольный в плане объем церкви превышает объем башни. Боковые стены расчленены массивными пилястрами, две средние связаны перспективной аркой и образуют широкий портал.
В стенах башни и основного объема храма прорезаны узкие высокие оконные проемы.
К сожалению, оформление интерьера не сохранилось — церковь серьезно пострадала в
Сейчас за храмом следят. Внутри и вокруг остова чисто — трава выкошена, нет мусора и следов кострищ. На стенах висят бумажные иконы. Создается впечатление, что местные жители на самом деле беспокоятся за будущее этого исторического памятника.
Текст и фото: Максим Тарналицкий